Menu

Бухарское золотое шитьё

  • Просмотров: 485

Мастера Узбекистана прославляют свой край ювелирными изделиями и чеканкой, резьбой по дереву, шедеврами из керамики и ткацким производством. Однако истинным богатством Узбекистана является золотое шитье.

Восточная одежда знатных особ изящно украшалась золотошвеями с древнейших времен. Сейчас же роскошные наряды выглядят не менее великолепно, а носить их может практически каждый.

Бухара славится золотым шитьем на весь мир не одно столетие. Здесь шили традиционные национальные наряды для самых высокопоставленных особ, эмиров и приближенной к ним знати.

Стихотворцы, пораженные красотой золотого шитья посвящали этому ремеслу свои произведения, приравнивая золотошвейные изделия к великому искусству, пленяющему взор своей поразительной красотой и восхитительным блеском.

Бухарское золотое шитьё

Золотое шитье было распространено по всему миру и имеет весьма древние корни, что подтверждается археологическими находками, найденными при раскопках и историческими фактами.

Золотошвеи Бухары создают свои шедевры в различных техниках:

"зардузи-заминдузи" - сплошная вышивка фона золотом и "зардузи-гульдузи" - узорный (цветочный) зашив,"зардузи-гульдузи-заминдузи" – комбинированное золотое шитье, "зардузи-беришимдузи" - зашив, где шелковые мотивы чередуются с золотыми орнаментами, "зардузи-пулякчадузи", где золотое шитье сочетается с нашитыми блестками.

Золотое шитье в Бухаре зародилось много веков назад. В некоторых письменах четырнадцатого века встречается упоминание о золотом шитье, а орнаменты настенных росписей шестого – седьмого веков доказывают, что золотошвейное искусство уже было в раннем средневековье.

Эмир со своей свитой щедро облачались в золотые одежды, выходя в свет, считая золото оберегом и символом величия.

Тюбетейка-кулох, чалма, халат, камзол, штаны, пояс, сапоги-махси, кауши, портянки,а также попоны и чепраки на лошадях украшались золотом.

В девятнадцатом веке наблюдается пышный расцвет эры золотого шитья. Открываются крупные золотошвейные мастерские, собственная дворцовая мастерская. В экспозициях Государственных музеев хранятся уникальные экспонаты золотого шитья эпохи девятнадцатого – двадцатого веков, приравненные к произведениям искусства и культурному наследию страны.


Золотошвейное  дело – это непростое занятие, представлявшее в давние времена в основном мужской промысел.

Сейчас же этим больше заняты женщины.

Зарчапаны – парадные халаты, расшитые золотом, являются образцом великолепия. Ни один рисунок  не повторим, что придает изделиям эксклюзивность. Подарочные халаты, расшитые золотом эмир дарил послам других государств и в качестве особого знака внимания. 

Золотошвейный мужской распашной халат имеет традиционный покрой в форме туники и отличается монументальностью: длинный, широкий и просторный, рукава элегантно спускаются вниз. Такой крой создает впечатление величественности.

Золотое шитье подчеркивало социальный статус владельца элитных одежд. Чем больше было золота в отделке, тем выше статус. Простые люди не имели одежд, украшенных золотом.

Изделия шились из бархата одного тона. Основной цвет мог быть любым: синим, красным, фиолетовым. Для вышивания использовали специальные нити калебатун – тончайшая серебряная проволока, покрытая позолотой, расплющивалась и накручивалась на шелковые нити. Имитация ювелирных украшений выполнялась крученым или не крученым шелком, использовались  кубба и кубба олмаси.


Техника создания золотого шитья очень сложная, работа требует кропотливости и терпения, искусного мастерства,  творческого подхода.

Золотошвейную технику использовали при украшении предметов интерьера, подушек-валиков, наволочек, штор, покрывал, постельного белья. Коврики для молитвы также украшали золотым шитьем.

В XIX веке на пике популярности  была техника зардузи заминдузи,(сплошное зашивание фона).  В ХХ веке ее сменила зардузи гулдузи, (бумажные узоры накладывались на ткань и обшивались золотом.  Техника заминдузи отличается настилом из тонких жгутиков.

В XIX веке господствуют техники даукур, бутадор и дархам. Основу декоративного оформления композиции Даукур представляет собой композиционные орнаменты из золотой каймы по краям рукавов и полам, подолу и медальону (таук) на спинке  халата или военного мундира. Многообразие орнаментов вносит необычайное богатство в декор. Таук представляет собой крупный орнаментальный рисунок. Военные мундиры имели нишоны, воинские знаки отличия в  виде золотых кругов.

Техники бутадор, и гулдузи, отличают зашивы по поверхности в виде повторяющихся узоров и орнаментов, расположенных на равных расстояниях друг от друга. Дархам - композиции в этом стиле отличаются непрерывным орнаментом, покрывающим всю площадь изделия. Внутренняя сторона украшается ажурной вышивкой в различных техниках, а кайма выполняется в виде фестончатых полос.

Богатство и многообразие золотошвейных композиций впечатляет своей неповторимостью и красотой, буйством фантазии народных умельцев. Природные узоры и геометрические орнаменты имеют нескончаемое число форм и вариаций. Здесь представлен растительный и животный мир, фантазийная и классическая геометрия, космогония соседствует с каллиграфией. Все это выполняется в четко выверенных гармоничных пропорциях, что придает композициям высокохудожественный стиль, утонченность и необыкновенную красоту, от которой невозможно оторвать завороженный взор.

Женская одежда обладала большей легкостью, воздушной невесомостью, грациозностью, элегантностью и имела облегающие силуэты. Платья и жилетки украшались тонкой золотой тесемкой, выполненной в технике пешкурта, с преобладанием геометрических орнаментов. Сама одежда украшалась природными мотивами. Геометрические и природные формы тесно переплетались между собой, создавая особую фактурность, выполняя «обережную» функцию.

Золотошвейное искусство

Головные уборы также расшивались золотом. Самая знаменитый бухарский головной убор  -золотошвейная тюбетейка каллапуши зардузи являлась частью официального и праздничного наряда придворной знати. Позднее этот элемент национального костюма стал входить в свадебный наряд и головной убор по случаю обрезания мальчика.


Тюбетейка представляет собой трех-, четырехгранный головной убор, украшенный в большинстве случаев природными мотивами. Реже встречаются в декоре геометрические формы. Для придания композиции легкости элементы вышивали отдельно, придавая формам рельеф. Игра света и тени придавали особенный декоративный эффект, за счет выпуклости орнаментов. В девятнадцатом веке преобладала техника зардузи-заминдузи, сменившаяся к двадцатому веку на зардузи-гулдузи. В сороковом году прошлого столетия Аминов разработал уникальную технику «Павлин» (тоус) , которой присущи округлые формы и плавные линии, напоминающие пышный павлиний хвост. Силуэт узора выполнялся техникой сплошной заливки, а край обрабатывался дополнительно швом-гладью.

Прекрасная половина знати девятнадцатого века использовала в костюме такой национальный элемент, как золотошвейный калтапушак. Это мягкая шапочка в форме круга, состоит из нескольких элементов: околыша, донышка и накосника. Последний представляет собой сквозной продольный мешочек удлиненной формы, сквозь которую выпускали волосы. Ислими – растительные орнаменты и юлдуз – геометрические сюжеты украшали головные уборы. В том числе пешонабанд (невысокая налобная повязка, плотно облегающая голову).

Телпак носили особо знатные особы женского пола. Он отличается меховой оторочкой с высоким верхом в виде острого или округлого конуса. Основой служил бархат, украшенный  заминдузи (растительными орнаментами).

Мужские шапки также украшались золотом.

Среди музейных экспонатов можно встретить сапожки (махси), расшитые золотом. Они изготавливались для мужчин, женщин и детей, имели мягкую кожаную подошву, высокие голенища из бархата без задника и каблука. В качестве подкладки использовался чаще всего адрас.

Золотошвейные узоры выполняли по высококачественному бархату, реже шелку и замше. За основу брался один цвет, преимущественно глубоких оттенков: зеленый, красный или синий. Они эффектно сочетались с золотошвейной нитью. Кисею использовали для вышивки чалмы высокопоставленных и правящих особ. Иногда использовали золотую парчу и драгоценные камни.

Для работы золотошвейные матера использовали разнообразные нити. Древнейшими считаются нити «сим» , изготавливаемые в Бухаре или ввозимые из Индии, персидских стран. Позднее стали использовать золотую или серебряную канитель «ликак».  В последующем также использовали фабричные нити, ввозимые из России.

Золотошвейная продукция широко экспортировалась во все страны мира и пользовалась неизменно востребованным спросом.

Особой роскошью обладали изделия, украшенные драгоценными камнями и ювелирными элементами декора.

Не забыто золотошвейное ремесло и в наше время. Национальную одежду, украшенную золотым шитьем, одевают по особо торжественным случаям, преподносят в качестве ценного подарка.

Сегодня пользуются особым спросом золотошвейные халаты, жилеты, тюбетейки, туфли, различные аксессуары. В качестве основы по-прежнему используют бархат глубоких цветов, эффектно подчеркивающий красоту золотых нитей.


Сейчас в золотошвейном производстве заняты в основном женщины.

Популярными приемами золотого шитья являются гулдузи и заминдузи, изобретаются новые техники. Секреты мастерства бережно передаются от старшего поколения более молодым преемникам. Создаются новые орнаментальные композиции. Перед современными мастерами ставится задача сохранить и приумножить национальное богатство. Популярность золотошвейных изделий возрастает год от года. Сегодня это не только символ социального благополучия, но и культурное наследие страны.

Образцы золотошвейного искусства хранятся не только в музеях Узбекистана, но и в культурных сокровищницах по всему миру. Современные изделия представляются на различных выставках международного масштаба, напоминая миру о сказочной красоте Востока.

Современные народные умельцы стали достойными продолжателями национальных традиций своих предков и создают настоящие шедевры, покоряющие сердца людей своей изысканной красотой и орнаментальной неповторимостью. По прежнему восточная одежда и элементы интерьерного декора расшитые золотом пользуются особой любовью.