Персидский каламкар

  • Просмотров: 1268

Персидский каламкар — это текстильное изделие, выполненное  из хлопчатобумажной ткани, н которую наносится ручная набойка.

В Иране такие ткани высоко востребованы с древних времен и по сей день. Особенным спросом они пользовались среди среднего класса населения, поскольку стоили дешевле других узорных тканей. Набойщики наносили узоры при помощи штамповки, существенно облегчая, ускоряя и удешевляя процесс. Узоры могли быть использованы такие же, что наносились на дорогие элитные ткани и вышивки.

С XVIII в. каламкары стали особенно популярны в качестве настенного украшения или пардэ(занавеса).

В этот период  иранское искусство активно развивается, принося новые сюжеты и технологии и в технику создания каламкаров. Теперь центральное поле покрывалось не только орнаментами, но и простейшей живописью.


 
Коврик молитвенный седжаде. Хлопок, краска, тушь; техника каламкар. Из собрания Кунсткамеры

Технология создания каламкара

Каламкары создавались в тандеме набойщика, который наносил орнамент,  и художника, работающего с сюжетом. Иногда один мастер мог сочетать в себе оба таланта и выполнял работу в одиночку.

В работе использовались разнообразные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно, шерсть, шелк. Однако лучшей для работы являлась хлопчатобумажная ткань.  Поэтому её использовали более других. Ткани местной выделки, такие как ситец, нашур и карбас были особенно популярны. На них прекрасно ложилась краска и рисунок выглядел эффектно. Позже стали применять в работе и привозные ткани из Индии и Европы.

Узор наносился с помощью деревянных штампов – калыбов, которые изготавливали резчик по дереву. Штампы отдельно изготавливались для фона, контуров и орнаментов. Из орнаментальных штампов создавались композиции. Резчик по дереву, изготавливающий штампы должен был владеть своим искусством в совершенстве. Работа эта очень тонкая и требовала большого мастерства. Для изготовления контурных штампов, имеющих тонкие и четкие линии, применялись твердые сорта дерева: груша, самшит, орех, бук. Для орнаментальных штампов и фона применялись более мягкие породы дерева, их линии были менее четкими.

Для создания композиций использовали многообразные калыбы.  Новую форму обрабатывали составом, включающим сандаловое масло. Для различных красок использовали разные формы. Многоцветные композиции создавались наложением одного цвета на другой. Качество калыбов во многом влияло на качество каламкаров.
Перед нанесением рисунка проделывались подготовительные работы. Подготавливали кусочки ткани нужного размера и выдерживали их в кипятке с разложившимся овечьим навозом. Затем ткань промывалась и просушивалась на солнце. Далее помещали в ёмкости с пастой из чернильных орешков и опять сушили. Затем ткань расстилали и приступали к набивке рисунка.

Чаще всего каламкары набивались в 4 краски. Сперва клался черный цвет, составляющий основу композиции. Затем набивали контуры из темных красок. Затем наносился красный цвет. Так получалась темная основа. Затем приступали к наложению желтого и синего цвета. Зеленый цвет получали наложением желтого и синего. После наложения каждого цвета ткань промывалась и просушивалась.

В качестве красителей применяли натуральные компоненты. Черный цвет добыали из виноградной лозы, а другие – из плодов и листьев грецкого ореха, кожуры граната, разных трав.

В конце XIX века стали использовать в небольшом количестве анилиновые красители для дополнительной подцветки. Основной узор наносили стойкими природными красителями. Финальный рисунок отделывали кистью.


 
Каламкар «Битва Сама ибн Фаридуна». Иран, XIX в. Хлопок, ручная набойка, роспись. Из собрания Государственного музея Востока

Для изготовления набоек иногда использовали так называемый резерв (смесь воска со смолами). Он наносился с помощью кистью или трафарета. После погружения ткани в краску участки, обработанные резервом, остаются первоначального цвета. Рисунки наносились на клеевую основу также золотой или бронзовой пудрой. Отбеливали ткани на свету. Внешнему виду готового изделия придавали огромное значение. Поэтому все работы проводились с особой тщательностью. Использование только натуральных и очень стойких красителей и проверенные временем технологии обеспечивали безупречный результат.
Процесс создания каламкаров достаточно сложный, но стоили такие изделия намного дешевле, чем другие. Самыми крупными центрами по изготовлению каламкаров были: Исфахан, Иезд и Хамадан.

Рисунок, композиция, орнамент каламкаров

В XVIII веке начинают производить  уникальные каламкары,  которых центральное поле украшено сюжетной росписью. Для их изготовления  применяют трафареты и контурные штампы. В качестве композиций используют традиционные иранские мотивы, изображающие сцены из жизни знати, охоту, битвы, развлечения и прочее. Часто встречаются сюжеты с хищниками, которые терзают свою жертву.  Чаще всего использовали изображения слона и льва, символы могущества и силы. Рисунки всегда были симметричными, центральные персонажи окружались цветочным декором.
Сюжетами для рисованных каламкаров также являлись иллюстрации эпических произведений, сцены современной жизни.


Каламкар «Бахрам Гур в замке у индийской принцессы». Иран, 1807 г. Хлопок, ручная набойка, роспись. Из собрания Государственного музея Востока
 


Каламкар «Охота Бахрам Гура и Гульандам». Иран, Исфахан, XIX в. Хлопок, ручная набойка, роспись. Из собрания Государственного музея Востока
Композиции каламкаров традиционны и напоминают схему ковров. В центре располагался сюжет, квадратной или прямоугольной формы, расположенный нередко в несколько ярусов, с плавно перетекающими сценами. Композиция всегда составлял единое целое, придавая изделию монументальность. Передаче среды, природного ландшафта уделялось также должное внимание.
Пустой фон практически отсутствовал. Все пространство заполнялось различными элементами.
 


Каламкар с изображением базарного ряда. Иран, начало 1920 гг. Хлопок, ручная набойка, роспись. Из собрания Государственного музея Востока
 


Каламкар «Полковник Мухаммад Таги Хан». Иран, начало 1920 гг. Хлопок, ручная набойка, роспись. Из собрания Государственного музея Востока
Пышная сложная кайма, которая обрамляла всю композицию, объединяя её в единое целое. Обычно в кайму входило несколько полос различной ширины и орнаментов. Широкие полосы были украшены сложными мотивами, а мелкие – более простыми.
 


Фрагмент набойки. Хлопок, штамп. Иран, XIX в. Из собрания Государственного музея Востока
В основе орнаментов каламкаров использовались растительные мотивы и цветочные узоры.
Мотив буте (боте)

Цветочные мотивы состояли из цветков гвоздики, ириса, шиповника, тюльпанов, гиацинтов.  Они могли присутствовать отдельно или в гармоничном сочетании. Растения соединялись тонкими побегами, сложными завитками, листьями и прочими растительными орнаментами.

В заключение

Со временем импортные фабричные ткани вытесняют каламкары, а ремесло начинает затухать. Иран становится источником дешевого сырья и рынком сбыта иностранных товаров. Также Иран утратил большую часть экспортного рынка.

В XX веке в стране еще изготавливают набивные каламкары и персидские ковры, имеющие спрос на рынке экспорта. Рисованные каламкары незаметно исчезают и сейчас их встретить практически невозможно.